Когда, и сколько раз в день принимать пищу, что подавать на первое, а что - на второе, как вести себя за столом, т.е. ритуалы еды - были у каждого народа свои.Были они и у наших предков.
В течение тысячелетий, складывалось бережное отношение к продуктам питания. Они, как правило,, доставались нелегко, и наши предки благоговейно и трепетно к ним относились.У русских крестьян, было практически "безотходное производство" использования продуктов, что нашло отражение и в ритуале еды. Он был отработан до мелочей, и хотя носил налет некоторой религиозности, в своей основе имел практическую роль: как можно рационально расходовать запас продуктов, исключить даже малейшую возможность их потери.
Важное, если не главное, значение - имели всевозможные запреты на еду. Как правило, они были связаны с религиозными воззрениями, а также с различными хозяйственными и гигиеническими соображениями. Так, очень строго соблюдались посты и мясоеды, смысл которых ясен всем и сегодня. В году, на периоды постов приходилось до 200 дней, когда запрещалось есть мясную и молочную пищу, а в мясоед - запрет снимался. Некоторые посты были очень длительными, и воздерживаться от "скоромного" приходилось целыми неделями! Например, самый главный - Великий пост - длится 7 недель перед Пасхой, а уже через 8 недель после нее начинается Петровский пост.Он продолжался до конца июня, а уже в начале августа ( с 1 по 15) его сменял следующий, Успенский... Накануне Рождества - был пост Рождественский, и это только значительные посты, между которыми было еще очень много коротких периодов, которые, как правило, строго соблюдались в народе.Зато, уж в мясоед - давали волю желудку, было бы на что разгуляться!
Самым тяжелым, был Петровский пост: даже припасенные овощи и те заканчивались, не хватало даже "палочки - выручалочки" русского народа, квашеной капусты. А свежей зелени тоже еще не было, в наших северных краях, поэтому перебивались "луком да квасом". Чуть позже, к этому скудному меню, могли добавиться созревавшие огурцы...
Интересно, что считалось, что этот Петровский пост - был введен " по просьбе баб, для скопа масла". Но ведь и правда - если бы молоко в эту пору съедалось, то масла бы не удалось накопить даже на половину...
Свою лепту вносили разные праздники - как церковные, так и домашние(например, именины или свадьбы).
Представление о питании дает Домострой - этот записанный в ХV111 веке  своеобразный "устав", регламентирующий жизнь россиян до мелочей. В мясоед, он рекомендует " челядь кормити по вся дни - шти да каша с ветчиною житкая, а иногды густая с салом, переменяя часть мяса... а в неделю и праздники иногды пирог, а иногды кисель, а иногды блины или какя ества, а в лужины шти да молоко, или каша, а в постные дни - шти да каша житкая иногды с соком, иногды город, иногды сушь, иногды репня, а в оужины иногды шти, капуста, толокно, иногды росол,иногды ботвинье, а по неделям и праздникам к обеду пироги какие или яглы, или селедовая каша, или блины, или кисель, а вужины капуста, росол, ботвинья, толокно"
Таковы были блюда у большинства населения, и конечно, это нельзя объяснить только скудным запасом, а скорее особой предрассположенностью к этой еде животов наших предков.Иначе, чем объяснить то, что даже "купцы - миллионщики", часто посылали в трактир, за горшком простых "штей"да за расстегайчиком с рыбкой?
А в праздники, добавлялось "хлебенное"- обычно пироги или блины.
Конечно, у крестьян стол был беднее барского.Щи, каша, молоко, черный хлеб да чай - вот и все "разносолы".
Однако, ели (вернее, перекусывали) крестьяне несколько раз в день. Режим питания зависел от того, как складывался рабочий день. Летом, когда много работали в поле, питались 4-5 раз в день, если не считать кружку молока да ломоть хлеба в перерывах.
Готовила, обычно, мать семейства.А если был взрослый женатый сын - тогда невестка.Нужно было встать до света, затопить печь и приготовить еду не только домочадцам, но и домашним животным.